Крутые времена

В.Г. Вольвач

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Владимир Вольвач - доцент кафедры управления Омского экономического института, автор более тридцати научных работ по социальной философии, и социологии управления.
Вольвач Владимир Григорьевич
Огненные стрелы любви
Сад камней
Благодарная молитва
 
информационное общество

УДК 1(091)
ББК 87.3(2)
В71

Научный редактор – д-р ист. наук, профессор Е.И. Тимонин

Рецензенты:
д-р филос. наук, д-р ист. наук, профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств Л.М. Марцева;
д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
 М.В. Удальцова

Вольвач В.Г.  
В71  Исторический процесс и национальное самосознание / В.Г. Вольвач. – Омск : Изд-во АНО ВПО ОмЭИ, 2009. – 148 с. : ил.
ISBN 978-5-94502-179-2   

В монографии представлены социально-философский анализ взаимодействия России и Европы в исторической перспективе, а также отражение этого процесса в национальном сознании. В своей работе автор использует системный подход и рассматривает нацию как социальную систему, а процесс ее развития – как процесс становления национального самосознания.
УДК 1(091)
ББК 87.3(2)

2.4. Модели развития систем  

Но представим, что на каком-то этапе развития уровень самоорганизации (чаще всего, под воздей­ствием внешних факторов) стабилизировался и ро­дилась стабильная система. Графически ее можно изобразить как движение по замкнутому кругу (рис. 2.1). Такая система не останавливается, не прогрессиру­ет, но и не деградирует.

ris1Рис. 2.1. Модель функционирования стабильной системы
Cледующая классификационная модель – система, которая не имеет пика самоорганизации, т. е. не дожидаясь критической точки развития, она постоян­но эволюционирует. Условно ее можно назвать эво­люционной системой, ее графическое изображение – спираль (рис. 2.2).
 
ris2Рис. 2.2. Модель функционирования эволюционной системы

Наконец, при определенных условиях (когда кри­зиса в развитии не удалось предотвратить) распад системы может быть предотвращен революционными качественными изменениями, т. е. когда на последующий круг спирали система «выскакивает», не про­ходя традиционного круга (рис. 2.3), после чего идет опять спокойное эволюционное развитие до следую­щей критической точки.
Такую модель можно окрес­тить как пульсирующая, т. е. сбалансированная, по­скольку периоды революционных качественных изме­нений в ней чередуются с эволюционными или даже консервативными периодами, т. е. с такими, когда происходит консервация вновь достигнутого качества.

ris3Рис. 2.3. Модель развития «пульсирующей» системы

Это наиболее продуктивный тип развития системы – недаром примеров ему можно найти великое множество. Наиболее показательный – процесс раз­вития вида животных. То, что при анализе длитель­ного периода развития видится как эволюция вида, на самом деле представляет собой как раз пример балансирующей системы. Развитие вида невозможно без мутаций животных, после чего мутанты в ходе кон­сервативного периода как бы «закрепляются» внутри вида, воспроизводя вновь полученные качества, пока изменение обстановки не даст новую мутацию.
Развитие большинства цивилизаций – пример сба­ланси-рованной системы, хотя встречаются и чисто эволюционные модели.
И наконец, последняя модель – разви­тие идет непрерывными революционными скачками не вдоль, а поперек спирали (рис.  2.4). Эту модель можно условно назвать катастрофической.
На практике это чаще всего означает, что в ходе преодоления кризиса по некоторым причинам был запущен механизм непрерывных революционных из­менений (своего рода неуправляемая цепная реакция).

ris4Рис. 2.4. Схематическое изображение катастрофической модели развития системы

В системном анализе понятие «катаст­рофа» при всем своем родовом сходстве содержит не­сколько иное значение по сравнению с употребляю­щимися в обыденном сознании словами. В развитии систем катастрофа – это неуправляемый саморазру­шительный процесс изменений, вызванный отсутстви­ем механизма консервации качества. В силу каких-то причин стабилизирующий момент в самой системе ис­чез, испортился, растворился – и вот результат.
В животном мире процесс непрерывных мутаций иногда возникает под воздействием радиации и в 100% случаев ведет к гибели вида. В обозримой человеческой истории мы можем привести несколько при­меров, когда в ходе революции (в России, например) процесс изменений не смог стабилизироваться, в ре­зультате процесс приобрел ярко выраженные черты катастрофы, закончившейся гибелью и политическо­го режима, и общественного строя, и государства в целом.
Так что графическое изображение модели катаст­роф символично: векторы революционных скачков как бы перечеркивают спираль, делают ее ненужной, а вместе с этим разрушают и саму систему.
Общая причина кризисов – появление в системной структуре общества нового элемента, в данном случае социальной группы, чьи интересы не могли быть разрешены в рамках существующей системы.
Наличие противоречия в системе само по себе является ее нормальным состоянием. Любая система, как известно, может существовать только в активном состоянии, она проявляет себя только в движении, в развитии, активность – способ ее существования. Следовательно, согласно законам диалектики основным условием развития должно быть наличие противоречия. В социальных системах все противоречия так или иначе связаны с интересами социальных структурных элементов – классов, слоев и групп.
Завершая обзор основных положений общей теории систем, которые являются закономерными для становления и развития  систем социальных, мы неизбежно приходим к определенным выводам.
Любое человеческое сообщество, если можно так выразиться, – продукт взаимодействия людей, результат их активности. Активность элементов, устанавливающих связи в ходе этой активности, рождает систему, также как и взаимодействие людей порождает человеческое сообщество.
Источником активности является диалектическое противоречие, состоящее из стремления всякого отдельного элемента обособиться – иначе он прекращает свое существование как элемент – и стремления в процессе обособления не утратить взаимосвязи с другими элементами, ибо тогда смысл обособления прекращается. Условно говоря, какой бы безграничной ни казалась власть господина над рабами, но и она имеет пределы – господин не может отнять жизнь у всех своих рабов, ибо с прекращением их жизни он перестает существовать как господин. При всей антагонистичности интересов пролетариата и буржуазии, интересы одних являются условием существования других. Таким образом, обособляясь от других, удовлетворяя в первую очередь свои потребности, преследуя свои интересы, всякий индивид одновременно озабочен сохранением отношений с другими индивидами, ибо именно эти отношения являются условием удовлетворения его потребностей.
Упомянутое противоречие постоянно совершенствует отношения внутри человеческого сообщества, придавая им форму самоорганизации. В силу того, что социальные системы имеют нелинейный характер, периодически попадают в фазу неустойчивого равновесия, периоды стабильного развития в них сменяются этапами революционных скачков.
Системообразующие отношения внутри человеческого сообщества имеют осознанный характер, т. е. человеческое общество как структура отношений существует в сознании всех индивидов, благодаря которому поддерживаются коммуникативные связи между ними.

     

 

Хостинг от uCoz