Крутые времена

В.Г. Вольвач

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Владимир Вольвач - доцент кафедры управления Омского экономического института, автор более тридцати научных работ по социальной философии, и социологии управления.
Вольвач Владимир Григорьевич
Огненные стрелы любви
Сад камней
Благодарная молитва
 
информационное общество

УДК 1(091)
ББК 87.3(2)
В71

Научный редактор – д-р ист. наук, профессор Е.И. Тимонин

Рецензенты:
д-р филос. наук, д-р ист. наук, профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств Л.М. Марцева;
д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
 М.В. Удальцова

Вольвач В.Г.  
В71  Исторический процесс и национальное самосознание / В.Г. Вольвач. – Омск : Изд-во АНО ВПО ОмЭИ, 2009. – 148 с. : ил.
ISBN 978-5-94502-179-2   

В монографии представлены социально-философский анализ взаимодействия России и Европы в исторической перспективе, а также отражение этого процесса в национальном сознании. В своей работе автор использует системный подход и рассматривает нацию как социальную систему, а процесс ее развития – как процесс становления национального самосознания.
УДК 1(091)
ББК 87.3(2)

3.2. Этапы самопознания системы

 Самой важной посылкой, которая вытекает из упоминавшейся выше классификации К. Боулдинга, является утверждение о том, что человек – единственная система, способная к рефлексии. Методологически этот процесс развертывается в несколько этапов, первым из которых является процесс осознания себя, выделения своего «я» из явлений окружающего мира. Это становится возможным только в том случае, если человек «запоминает» себя, т. е. образует память о себе самом, своих действиях и поступках, отделяя при этом их от действий и поступков других «Я». Иными словами, на данном этапе человек вступает в отношения с окружающей средой и первым актом познания является отделение себя от окружающей среды. Если животное как бы растворено в природе, то человек  отделяет себя от нее, и это является первым знанием, которое откладывается в памяти человека.
Составив первое представление о себе самом, человек на втором этапе самопознания обнаруживает подле себя другое «я», т. е. явление, также отделенное от природы, во всем подобное себе, кроме одного – это другое «Я», т. е. «НЕ-Я». Появляется первое социальное взаимодействие. От взаимодействия, например, между животными в стаде оно отличается тем, что человек знает о себе как о чем-то обособленном от природы и знает о другом человеке то же самое. Рождается общее знание, то есть со-знание, причем это сознание, перестает целиком зависеть от каждого отдельного индивида, оно не прекращается со смертью индивида, как это происходит с сознанием каждого отдельного человека; это социальное со-знание приобретает объективированный характер. Рождается первая социальная система, со следующей предельно упрощенной структурой (рис. 3.1).
Между двумя людьми еще остаются те же отношения, что между двумя животными (инстинктивные, чувственные), но на поведение начинают активно влиять отношения, опосредованные сознанием, т. е. разумные, рациональные. Чувственное, идущее от природы, несет в себе начало самоутверждения. Это начало эгоцентричное, креативное, происходящее от непосредственных отношений между мужчиной и женщиной; оно заставляет человека обособлять себя от других людей, утверждать в себе непохожесть на других, стремится присваивать особые права и полномочия, отличные от других.

ris4

Рис. 3.1. Взаимодействие элементов первичной социальной системы
Не обладая сознанием, человек, в сущности, ничем не отличается от животного по основному набору потребностей и способов действия по их удовлетворению. Однако то преимущество, что человек обладает рефлексией, что он способен осознавать и осмысливать все то, что с ним происходит, делает основной способ удовлетворения потребностей качественно иным, несоизмеримо более высоким, сложным и способным к саморазвитию.
Животное живет вне исторического времени, а следовательно, вне исторической памяти, тот комплекс потребностей, которым оно обладает, не имеет возможности развиваться. Развитие состоит из сопоставления того состояния системы, которое было вчера, с тем, что имеется сегодня, и с возможностью спрогнозировать состояние, которое будет завтра. Но если вчера и завтра отсутствуют, развитие невозможно. И совсем иначе обстоят дела, если сознание, даже если это еще весьма примитивное сознание первичной социальной системы, сохраняет общее представление о тех потребностях, которые были вчера, и всякий человек, приобщенный к этой коллективной памяти, обладающий этим сознанием, имеет возможность сопоставлять и сравнивать свои собственные ощущения нужды в чем-либо с тем, что ощущали его предки и все его предшественники.
Иными словами, сознание первичной социальной системы в силу своего объективированного, обобщенного состояния заключает только наиболее существенные, усредненные черты «Я», в том числе представления об усредненных правах, подчиненных функции самосохранения всей системы. В сознании социальной системы «Я» перестает быть индивидуальным, оно преобразуется в «Я» социальное, становится социальной нормой. Находясь в постоянном процессе самовыделения и самопознания, человек соотносит себя именно с этой социальной нормой, входит в противоречие с ней.
Таким образом, когда мы говорим о человеке как первичной социальной системе, то имеем ввиду именно двухэлементную связь «я» индивидуального и «я» социального. Диалектическое противоречие между ними и есть та форма активности, которая заставляет систему быть динамичной и вообще существовать как система.
Схематично эволюция социальной системы может иметь вид, представленный на рис. 3.2.

ris6

Рис. 3.2. Схема эволюции первичной социальной системы
Если момент самопознания отсутствует, социальная система переходит в хаотичное состояние, происходит процесс ее массовизации, когда устойчивые осознанные связи между индивидами прерываются и вся масса индивидов реагирует на внешние раздражители как хаотичный комплекс. Однако процесс самопознания новой ситуации вновь запускает механизм самоорганизации, который схематично можно представить следующим образом.
Этап хаоса, когда индивиды представляют собой сумму статистических элементов.
На втором этапе индивиды осознают себя в системе, общее сознание рождает иерархию отношений. Таким образом, познавшая себя как сумму отношений, социальная система обретает структуру.
Структурированная система начинает осознавать себя как единое целое путем установления отношений с другими целостными образованиями в системных связях более высокого порядка. На этом этапе рождается представление о сохранении целостности системы путем ее обособления в системе более высокого порядка, что и составляет ее функцию.
Осознание общей функции создает представление о функциональных ролях каждого индивида и запускается процесс целеполагания, который и порождает организацию системы.
Таким образом, содержание любого социального взаимодействия сводится к взаимодействию сознания индивида с общим самосознанием той социальной системы, в которую он включен как подсистема. Инструментами такого социального взаимодействия являются потребности, мотивы, стимулы и интересы. В интересующем нас аспекте, применительно к функционированию социальной системы, эти понятия должны быть несколько уточнены.

 

     

 

Хостинг от uCoz