УДК 1(091)
ББК 87.3(2)
В71
Научный редактор – д-р ист. наук, профессор Е.И. Тимонин
Рецензенты:
д-р филос. наук, д-р ист. наук, профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств Л.М. Марцева;
д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
М.В. Удальцова
Вольвач В.Г.
В71 Исторический процесс и национальное самосознание / В.Г. Вольвач. – Омск : Изд-во АНО ВПО ОмЭИ, 2009. – 148 с. : ил.
ISBN 978-5-94502-179-2
В монографии представлены социально-философский анализ взаимодействия России и Европы в исторической перспективе, а также отражение этого процесса в национальном сознании. В своей работе автор использует системный подход и рассматривает нацию как социальную систему, а процесс ее развития – как процесс становления национального самосознания.
УДК 1(091)
ББК 87.3(2)
|
Опыт воссоздания (или внедрения?) в России демократических институтов, основанных на западноевропейской системе ценностей, показал, что проблема разного характера народного представительства в России и на Западе зачастую выглядит непреодолимой. В силу российского национального менталитета власть у нас на всех этажах строго персонифицирована и требования к тем, кто эту власть олицетворяет, принципиально иные, чем на Западе. Эту особенность нельзя относить только к наследию советского периода: авторитарную природу власти в России отмечали известные историки прошлого, причем, природа эта с особенной силой проявляется в пореформенные периоды. Известный историк ХIХ столетия, Н.И. Костомаров, анализируя эпоху Петра I, делает вывод, что «свободный республиканский строй никуда не годится в то время, когда нужно изменять судьбу страны и дух ее народа, вырывать с корнем вон старое и насаждать новое. Понятно, что привыкнув к старому порядку вещей, участники правления не расстанутся с тем, что считают добрым и выгодным» .
С точки зрения западного человека, в этой оценке заключено противоречие: если есть необходимость перемен в интересах большинства народа, и во власть выдвигаются люди с поручением эти интересы отстаивать, то что может для этого быть лучше, чем республиканский строй? И действительно, для общества, в котором человек постоянно находится в состоянии осознания и защиты своего индивидуального интереса, это верно. На Западе между гражданином и властью есть глубоко рациональная, просчитываемая и проверяемая договоренность, которая саму власть ставит в строго определенные рамки.
Но русский человек даже выборную власть рассматривает как безусловную, абсолютную, которая не просто защищает его личный интерес, но и предписывает, в чем этот интерес состоит. И здесь неизбежно возникает элемент противостояния, некоей отчужденности, поскольку четко прописанных условий согласия между человеком и властью нет. Такова парадоксальность ситуации – западный человек в процессе избрания даже чужого по духу, по крови человека делает как бы своим, приближает его к себе, поручая выполнять определенные функции; русский человек даже своего по духу и крови собрата, выдвигая во власть, тем самым отчуждает, отдаляет его, ставя над собой.
Проблемы, которые возникают при воссоздании в России западных демократических институтов, зачастую анализируются только в политическом или идеологическом плане и обозначаются как трудности перехода от тоталитарного к демократическому обществу. Однако эти проблемы предстают в несколько ином свете, если учитывать различие в особенностях национального развития, непохожесть национальных традиций и национальных менталитетов России и Запада. Не беря во внимание эти обстоятельства, мы уже через несколько десятилетий, учитывая ускоряющуюся плотность исторического времени, можем вновь оказаться перед необходимостью очередной «перемены центра жизни» и очередного разрыва с Западом.
Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Ростов н/Д: Феникс, 1995. Т. 3. С. 239.
|