УДК 1(091)
ББК 87.3(2)
В71
Научный редактор – д-р ист. наук, профессор Е.И. Тимонин
Рецензенты:
д-р филос. наук, д-р ист. наук, профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств Л.М. Марцева;
д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
М.В. Удальцова
Вольвач В.Г.
В71 Исторический процесс и национальное самосознание / В.Г. Вольвач. – Омск : Изд-во АНО ВПО ОмЭИ, 2009. – 148 с. : ил.
ISBN 978-5-94502-179-2
В монографии представлены социально-философский анализ взаимодействия России и Европы в исторической перспективе, а также отражение этого процесса в национальном сознании. В своей работе автор использует системный подход и рассматривает нацию как социальную систему, а процесс ее развития – как процесс становления национального самосознания.
УДК 1(091)
ББК 87.3(2)
|
Всякий стереотип несет в себе черты расхожего мнения, поскольку это его главное, фундаментальное качество, но не каждое расхожее мнение становится стереотипом массового сознания. Мы имеем целый ряд так называемых ходячих истин, которые легко поддаются проверке на истинность методом сравнения, сопоставления с эмпирическим опытом. Каждый индивид не сомневается, что дважды два – четыре, поскольку этот факт, несмотря на свою известность, – часть математической системы, взаимно доказуемой как логическим, так и чисто эмпирическим путем. Чтобы стать стереотипом, устоявшееся мнение должно быть аксиоматичным, истиной в последней инстанции и на этом основании не нуждаться в проверке.
Суждение о том, что «все политики продажны», давно стало стереотипом, об этом свидетельствуют все опросы общественного мнения. Независимым исследовательским центром «РОМИР» был проведен опрос городского населения России в возрасте от 18 лет и старше по репрезентативной выборке. Объем выборки составил 2000 чел. В ходе опроса россиянам был задан вопрос: «В какой степени Вы доверяете Государственной думе РФ?». Как показали результаты опроса, полностью доверяют нынешней Госдуме только 3,8% респондентов. Скорее доверяют, чем не доверяют данному органу власти 19,3% респондентов. Скорее не доверяют, чем доверяют – 35,2% опрошенных, а полностью не доверяют – 33,2%. Затруднились с ответом на вопрос 8,6% респондентов.
Следует отметить, что понятие «политики» в массовом представлении в первую очередь связывается именно с Государственной думой как с учреждением, где группируются люди, причастные к политической жизни, но без принадлежности к органам исполнительной власти, т. е. не занятые конкретной руководящей и организационной работой. Таким образом, по данным «РОМИР» (а схожую картину дают и другие социологические службы), той или иной степенью доверия Госдума пользуется лишь у 23,1% массовой аудитории; причем, количество полностью доверяющих на порядок меньше, чем полностью не доверяющих, что говорит о достаточной четкости и выпуклости этого стереотипа.
О том, что это так, свидетельствуют данные и других опросов, указывающих на наличие такого стереотипа или воспроизводящих его некоторые другие стороны. В сентябре 2000 г. среди 2000 респондентов в 115 населенных пунктах РФ (200 точек опроса, 40 субъектов Федерации) проводился специальный опрос «РОМИР», посвященный выявлению образа России. По результатам опроса было установлено отношение россиян к выборам – одному из главных символов государственной демократии. Только 6,2% опрошенных уверены, что смена власти в России происходит в результате свободных и честных выборов. Скорее согласны с этим еще 19,9% граждан. Тех, кто скорее не согласен с тем, что власть в нашей стране меняется в результате свободных и честных выборов, несколько больше – 31,3%. И еще 21,3% россиян считают, что это совсем не так. То есть на основании данного опроса можно говорить о том, что более половины россиян в той или иной степени не уверены в том, что смена власти в России происходит в результате свободных и честных выборов.
Как показывают результаты опроса, 41,3% опрошенных полностью убеждены в том, что российская власть коррумпирована на всех уровнях, а еще более трети россиян – 34,6% – скорее разделяют это мнение. Тех, кто полностью уверен, что это не так, практически нет. А скорее не согласны с всеобъемлющей коррумпированностью российской власти только 4,6% граждан. Затруднились с ответом 17,8% опрошенных. Тот факт, что 75,9% россиян в большей или меньшей степени уверены в коррумпированности власти на всех уровнях, нашел свое наиболее адекватное выражение в стереотипе «все политики продажны».
Что происходит, когда данный стереотип, достаточно актуализированный в массовом сознании, пытаются преодолеть? Один из встречающихся в практике способов – попытка употребить логические и эмпирические доводы. Скажем, выступая перед массовой аудиторией, гипотетический депутат Иванов приводит логически стройные доводы того, что он, Иванов, честный человек и взяток не берет. Наиболее распространенный тип реакции на это: «Ишь, шельма, как ловко маскируется, сроду не подумаешь, что он взяточник»! Другая разновидность реакции: «Может быть, он вправду честный. Значит, долго не продержится – съедят»!
Такова непреодолимая сила стереотипа: если Иванов политик, значит, берет взятки, чего бы он из себя ни изображал. Если не взяточник – значит, и не политик, оказался в этой роли случайно и долго не пробудет. Мало того, при столкновении с опровергающим его фактом реальной жизни, стереотип зачастую становится еще устойчивее, вопреки, казалось бы, здравому смыслу.
Испанский философ, один из основоположников теории общественного мнения, Х. Ортега-и-Гассет выделяет эти качества, относя их к общественному мнению в целом: «Особой, определяющей чертой общественного мнения является независимость от того, разделяет его или не разделяет каждый человек в отдельности. С точки зрения каждой индивидуальной жизни, общественное мнение представляется чем-то вроде физического предмета. Словом, ощутимая реальность коллективного мнения состоит не в том, что я или ты его разделяем, напротив, это оно само, независимо от нашей воли навязывает нам свою реальность, вынуждая с собой считаться» .
Парадоксальность стереотипа массового сознания в том, что каждый индивид в отдельности может сомневаться в его существовании и даже отвергать; это не мешает ему благополучно существовать. Объяснение парадокса в том, что индивидуальные оценки и стереотипы существуют в разных плоскостях и не пересекаются, как не пересекаются социальный опыт индивида и массовое сознание. Находясь вне массы, индивид может, опираясь на свой социальный опыт, отвергать стереотипные суждения массового сознания, но попадая в массу, растворяясь в ней, он полностью руководствуется теми стереотипами, которые ранее отвергал.
В этом причина устойчивости стереотипов массового сознания – разрушить их нельзя с помощью научного знания или эмпирического опыта. Не всегда на них влияют точно такие же стереотипы, но с обратным знаком, логически противоположные утверждения; и те и другие могут мирно сосуществовать, не мешая друг другу. Но как только власть массового сознания уменьшается, стереотипы исчезают сами по себе «как сон, как утренний туман».
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / пер. А.М. Гелескула. М., 1991. С. 39.
|