Крутые времена

В.Г. Вольвач

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Владимир Вольвач - доцент кафедры управления Омского экономического института, автор более тридцати научных работ по социальной философии, и социологии управления.
Вольвач Владимир Григорьевич
Огненные стрелы любви
Сад камней
Благодарная молитва
 
информационное общество

УДК 1(091)
ББК 87.3(2)
В71

Научный редактор – д-р ист. наук, профессор Е.И. Тимонин

Рецензенты:
д-р филос. наук, д-р ист. наук, профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств Л.М. Марцева;
д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
 М.В. Удальцова

Вольвач В.Г.  
В71  Исторический процесс и национальное самосознание / В.Г. Вольвач. – Омск : Изд-во АНО ВПО ОмЭИ, 2009. – 148 с. : ил.
ISBN 978-5-94502-179-2   

В монографии представлены социально-философский анализ взаимодействия России и Европы в исторической перспективе, а также отражение этого процесса в национальном сознании. В своей работе автор использует системный подход и рассматривает нацию как социальную систему, а процесс ее развития – как процесс становления национального самосознания.
УДК 1(091)
ББК 87.3(2)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Весь ХХ век, в сущности, прошел под знаком борьбы двух начал – индивидуалистического и коллективистского. Если К. Маркс был прав (а это так), предсказывая то, что сейчас называется глобализацией, то миру и в дальнейшем суждено оставаться биполярным. Однако возникают любопытные вопросы: эта биполярность – необходимое условие существования и развития, поскольку, по Гегелю, противоречие – необходимое условие любого развития? Или в конечном итоге победит одно? И закончится ли после этого развитие или оно выйдет на качественно новый виток спирали? И если один из полюсов, безусловно, на территории Америки, то будет ли второй на нашей территории или, по некоторым предположениям, где-то в Азиатско-Тихоокеан-ском регионе?
Сейчас, в России очень интересный период – можно воочию наблюдать конфликтность вышеобозначенных начал на примере любых заимствований с Запада. Мы и американцы слишком одинаковые для того, чтобы занимать разные планетарные ниши, но слишком разные, чтобы ужиться в одной. А главное – мы никак не можем уяснить разницу между человеком как индивидом и его социальной ролью, а это разделение – основное в индивидуализированном обществе.
Обозначенная выше разница в мироощущении предопределила и природу власти в России в историческом периоде. Монархия для России – естественная форма власти, причем абсолютная, т. е. ограниченная не законами, а тем, что народ всегда считал выше юридического закона – «правдой».
В российской иерархии власти всегда сосуществовали три элемента: царь, элита (боярство, дворянская аристократия, партноменклатура, олигархи), народ. Различный характер отношений между этими тремя элементами и рождал удивительное разнообразие власти в разные периоды жизни России. Причем, все три элемента – вершины равностороннего треугольника, без иерархической подчиненности. Это то самое, сугубо российское, «разделение властей», которое обеспечивает устойчивость системы. Стоит только властным полномочиям сосредоточиться на одном элементе, устойчивость нарушается.
По количеству царей-реформаторов мы едва ли не впереди планеты всей, т. е. в Европе монарх – охранитель Конституции и традиций, играет роль консервативного начала, у нас, наоборот, такая роль отводится элите. Царь – национальный акселератор, элита – необходимый тормоз, именно такой расстановкой сил объясняются все перевороты. Смена монарха в России – это не просто процедура, очень часто это поворот в развитии, смена курса.
Какую же роль играет народ в этом треугольнике? Почему, например, народ часто не доверял элите, но доверял монарху (и сейчас так)? Если посмотреть, многие предреволюционные ситуации в России рождались из противостояния монарха элите при условии, что народ верит монарху и не верит элите.
Конечно, ХХI век – это век беспощадной ломки национальных менталитетов, но вопрос о природе демократии в условиях России все же остается открытым. Как бы ни было велико влияние глобализации, политическая система в стране никогда не будет такой, как в Европе, но и такой, какой она была во все прошедшие времена, тоже. Какой же будет?

 

     

 

Хостинг от uCoz